Свердловск-Турист-Клуб Региональная общественная организация "Федерация спортивного туризма Свердловской области"










Информер для сайтов

Яндекс.Метрика

Шайтанский переливт - территория самоцветной полосы Урала

7 июля 2015 -

Шайтанский участок природно-минералогического заказника «Режевской» объединяет различные по геологическому типу и продуктивности месторождения самоцветов. Он ограничен с юга рекой Реж, с запада небольшой речушкой Черемиска, а с севера – автотрассой Реж–Невьянск. На востоке крайней точкой участка принято считать месторождение шайтанского переливта «Медвежка» — цель нашего маршрута.

В настоящем отчете выложен фотоматериал похода по маршруту: Медведевское месторождение шайтанских переливтов – с.Галанино – скала Шайтан-Камень – с.Шайтанское (Октябрьское) – с.Воронино.

 

В 3 километрах к северо-востоку от села Октябрьского (до революции оно называлось Шайтанским), в верховьях речки Медвежки — притока реки Реж находится знаменитое месторождение  шайтанских переливтов — Медведевское. Шайтанский переливт – чисто уральский, совершенно особенный камень, не имеющий аналогов во всем мире, камень, рожденный режевской землей, ее символ и гордость.

Десантируемся на автотрассе Реж-Невьянск: своротка-дорога, ведущая к карьерам, где некогда добывали шайтанский переливт.

Явление, возможное только на Урале: дорога от тракта до карьеров отсыпана переливтом — редким, красивым поделочным камнем. Использовали, конечно, «некондицию», далеко не коллекционные образцы, но все же…

Первооткрывателями  шайтанского переливта считаются бергмейстер Александр Васильевич Раздеришин и Яков Федоров, которые в 1787 году открыли его. Почти два столетия шайтанский переливт находили только на полях. Коренное месторождение переливта  известно не было, сырье отбирали из глинистых наносов и на  пашне. Настоящее  геологическое изучение месторождения началось в 1930-е годы.  В 1960 году работы в районе  месторождения проводили геологи Уральского геологического управления, они и выявили  коренное проявление агата- переливта. 

Империя уральских самоцветов времен Российской империи угасла с приходом Советской власти. Воспоминания о ней сохраняются только в залах Эрмитажа, фондах столичных минералогических музеев, в архивных документах и в лесах и полях Восточного склона Урала и ближнего Зауралья, где еще сохранились следы работы старателей на старинных копях самоцветов.

В настоящее время месторождение, состоявшее из пяти карьеров, законсервировано и карьеры затоплены водой. 

Основное месторождение переливта.

На дне искусственного водоема, сквозь прозрачную воду видны красивые обломки переливтов различной величины. 


Причудливые узоры шайтанского переливта людям непосвящённым очень напоминают агат. По внешнему виду агат и переливт схожи, но сложены они разными минералами. Камень имеет полосчатое, узорчатое строение и слои разного цвета «как бы переливаются» от одного к другому. Установлено, что с глубиной цвет переливта становится менее привлекательным, голубовато-серым. Живые медово-желтые и буровато-красные тона наблюдаются только в приповерхностных зонах.

Кроме шайтанского переливта район Шайтанки богат месторождениями других драгоценных камней: турмалинов, топазов, рубинов, сапфиров… Большинство копей находилось  возле деревень Шайтанка, Колташи, Галанино.

Наш путь лежит в заброшенную деревню Галанино. Мы идем широкими просторными полями, небольшими березовыми и сосновыми рощами, через которые текут ручьи и речушки.

В этом году период спада половодья еще не завершился, а на Урал обрушились сильные дожди, вызвавшие высокие дождевые паводки. Интенсивный подъем уровня воды в реке Медвежке привел к тому, что плотину пруда прорвало. Автомобилям дорога на Галанино ближайшее время закрыта, а пешим туристам – нет.  «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, турист на пузе проползет и ничего с ним не случится».

Таганский лес – северная оконечность села Галанино.

«Гибель империи уральских самоцветов — советский период, отмеченный искоренением основы драгоценного статуса природного камня. Коренное отличие советского этапа освоения Самоцветной полосы от имперского периода XVIII-XIX в.в. заключается в технократическом, промышленном подходе к самоцветам. Была разрушена инфраструктура Российской империи — власть, религия и идеология — в пространстве и времени которой уральский самоцвет приобретал статус драгоценного, то есть камня, удостоверяющего божественную природу самодержавной власти. В имперский период сакральное существо драгоценного камня России подтверждалось постоянным заказом Кабинета Его Императорского Величества драгоценного, цветного и поделочного камня и изделий из него.

Гибель империи самоцветов обусловлена не истощением месторождений, а революционным преобразованием мира. Мир стал рациональным, технократическим, секулярным. В социалистическом индустриальном государстве нет ни социальной, ни экономической, ни культурологической основы для развития самоцветного дела. Самоцветы в ювелирном деле заменяются более технологичными искусственными аналогами, а уникальные произведения ювелиров, казалось, забыты Богом и потеряли своих высоких заказчиков на Земле». (Сайт -  энциклопедия знаний Pandia, автор не указан.)

Некогда крепкие селения, жители которого занимались промыслом добычи самоцветных каменьев,  со временем утратили своё значение, опустели, заброшенные избы обветшали.  Галанино и вовсе стало нежилым, напоминая о своём существовании лишь несколькими домами у самой реки – это резиденция егеря.

Вместе с людьми ушло из деревень и богатое духовное наследие предков, в том числе, культура добычи камня. Копи заросли, обвалились, постепенно нивелируясь с земной поверхностью. Некоторые, в прошлом известные копи и ямы, найти непосвящённому человеку стало практически невозможно. Мы прошли сквозь село, отдав дать уважения прошлой истории Урала.

Лесной дорогой вдоль берега Режа идем к одной из красивейших скал реки — «Шайтан-Камню». По своей красоте и величию прибрежные скалы-бойцы реки Реж не только не уступают бойцам реки Чусовой, но порой и превосходят их. Шайтан-Камень тому пример.

Камень Шайтан находится вблизи устья реки Шайтанка. Перейти  речку вброд не составляет труда.

Высота скалы Шайтан-Камень составляет около 40 метров, длина вдоль реки – около 400 метров, сложена она из гранитов.  В стародавние времена Камень был культовым местом  древних язычников. По древней легенде именно Шайтан-Камень является окаменевшим Хозяином Уральских гор.

Практика показывает, что, планируя маршруты, мы хотим охватить как можно больше интересных объектов посещаемого района. Руки загребущие, глаза завидущие. Планировали не только забраться на Шайтан-Камень и полюбоваться открывающимися далями, но и отыскать наскальные писаницы в южной оконечности Камня. Мы предполагаем, а Бог располагает. Дважды мы предпринимали попытки перейти брод – дважды неудача. Реж не пускала нас на правый берег к Шайтан-Камню. Первый подход: только подошли к месту переправы, пошел густой, холодный дождь.  Решили переждать его под навесом оборудованной стоянки да и пообедать заодно.  Дождь прошел, разделись и решительно двинулись на штурм Режа. Только подошли к месту переправы — опять пошел дождь. Решили не сдаваться и продолжить штурм.  Дождик, холод и ангина – не обломят нам малину. Решительно вошли в воду. Через 2 метра вода стала доходить почти до пояса. Сильное течение сопротивлялось нашему продвижению. Еще через пару нелегких шагов стало ясно, что перейти реку не получится, только вплавь. С рюкзаком за спиной, сапогами в одной руке, трекинговой палкой  в другой – это, мягко выражаясь, затруднительно. Разумнее отступить. Что ж, есть повод еще раз вернуться сюда и выполнить задуманное. А пока полюбуемся Шайтан-Камнем с противоположного берега.

Видимо, среди скал Шайтан-Камня устроили себе гнездо сапсаны. При нашем появлении одна из птиц стала кружить над нами, издавая тревожные звуки, а вторая сидела на скалах и голосила, не умолкая ни на секунду.

Успокоились птицы лишь когда мы скрылись в лесу.

Выдвигаемся в сторону села Октябрьское  (Шайтанка).

Шайтанка возникла как деревня Черемисской слободы, следовательно, она основана в 1670-х годах. В переписи 1680-го года здесь уже числились 4 двора с выходцами с Западного Урала. Изначально население села занималось хлебопашеством.

Деревня Шайтанка лежит на границе адуйско-режевских лесов, среди пашен и полей, на пологих восточных склонах Урала. Небольшая речонка Шайтанка, впадающая в Реж, протекает через это богатое село.  В давние времена в самой деревне женщины и дети в свободное время намывали в реке гальки рубина и сапфира, тогда как копи самоцветов были рассеяны вокруг, по преимуществу в лесу к югу и востоку от деревни.

Некоторые из горщиков превращались в серьезных коммерсантов: одни из них занимались лишь скупкой камней, другие становились крупными арендаторами земли, на которой, наняв работников, организовывали добычу самоцветов. Кое-кому фортуна  преподносила невиданные богатства  в короткий срок. По настоящему легендарной личностью стал Василий Левич Зобнин из Шайтанки. После вскрытия в 1900 году турмалиновой жилы у села Липовского крестьяне за бесценок «тарелками, шапками» продавали самоцветы шайтанскому перекупщику. За несколько лет Зобнин превратился в богатейшего в округе человека, о состоянии которого ходили легенды. На главной улице деревни до сих пор стоит дом Зобнина.

На главной улице деревни еще встречаются дома старинной постройки.

Покидаем Шайтанку. Вдоль реки Воронина идем к конечному пункту нашего маршрута – деревне Воронино.

За годы перестройки политические трансформации не слишком положительно сказались на характере и менталитете русского человека. Нетрадиционные ценности запада, внедряемые в русское общество, с его философией потребления, стяжательства и индивидуализма, сказываются на характере наших современников, и на нашем, наверное,  тоже. И вдруг, такая неожиданность…

До деревни Воронино оставалось пройти километра полтора. Предстояла последняя переправа через речку Воронина. То ли сильные дожди прошли здесь накануне, то ли берега в районе брода всегда такие топкие. Речка — шириной пара метров, говорить не о чем. Но станешь на край берега и резиновый сапог засасывает по голенище. Стали ходить вдоль берега, искать варианты переправы. И вдруг, на приличной скорости выруливает уж не знаю что, то ли ВАЗ, то ли ПАЗ, нечто похожее на микроавтобус совдеповских времен. Это нечто на 4-х колесах лихо переезжает речку и останавливается. Узнав о нашей проблеме, нам говорят: «Садитесь, сейчас перевезем». Не веря своему счастью, влезаем в это чудо на колесах. Владелец – воплощение доброты, прямодушия, открытости. Непринужденность, легкость, простота поведения подкупают невероятно. Правда, мы поехали в другую сторону, в сторону Шайтанского. Как нам сказали, сначала доставим свояка в Шайтанское с двумя ведрами крепких мясистых рыжиков, а потом и нас через Черемисское в Воронино отвезут. Этот железный         конь, как дикий мустанг, смело несся по бездорожью, даже там, где пеший турист не рискнет идти. Наше путешествие в Воронино – стало путешествием из серии «в Нью-Васюки через Париж». Есть еще в русских селениях русские люди невероятной широты характера и размаха решений. Впечатление от общения с ними остается невероятное.

Деревня Воронино – конечный пункт нашего маршрута. Здесь нас должны подобрать и доставить в Екатеринбург.

С Вами была группа «Вместе по Уралу» Колчина Елена, Вострецова Людмила.

 

Общая протяженность маршрута – 17 км.

Дата прохождения маршрута – 04 июля 2015 года.

 

Жизнь полна сюрпризов. В этом и состоит прелесть существования.

 

 В отчете использованы материалы:

— веб-сайт Природно-минералогического заказника «Режевской»;

— материалы сайта «Хита Урала»;

— интернет-статья Олега Щетинина «Шайтанский переливт».

 

Похожие статьи:

Библиотека ПВДЗимний ПВД на скалы Белый камень (район Полевского)

Библиотека ПВДЗимний ПВД на Марков Камень (Сысертский район).

Библиотека ПВДСкалы Исети в районе Каменск-Уральского (зимний ПВД)

Библиотека ПВДСкалы в окрестности станции Аять.

Библиотека ПВДК скалам Семь Братьев и Три Сестры (район поселка Верх-Нейвинский)

Теги: пвд
Рейтинг: +2 Голосов: 2 8824 просмотра
Комментарии (7)

0 # 8 июля 2015 в 13:54 +1
Прочла как всегда и как всегда выставила высокую оценку: за интересный маршрут, за содержательность путешествия и рассказа о нем, за дельные фотографии...и порадовалась за то что нашим путешественницам, Лене и Люде, лето дарит такие увлекательные, я бы даже сказала: приключенческие похды!

0 # 12 июля 2015 в 18:19 0
Можно поконкретнее. как вы добирались туда и выбирались оттуда. Транспорт, маршруты, остановки
0 # 13 июля 2015 в 14:29 0
Знакомые хитники по дороге на Ватиху высадили нас после своротки на Октябрьское (Шайтанку). Следующая своротка, ведущая к месторождению переливта, ведет в заброшенную деревню Медвежка. На обратном пути нас подобрали в с.Воронино.
0 # 13 июля 2015 в 14:35 0
Да уж, хорошо иметь знакомых хитников - хищников. А вот честному человеку туда и не добраться

Вздорнова(Волкова) Ирина # 20 января 2016 в 21:36 0
Второй дом на картинке -это была наша дача.Приезжали в деревню Галанино на летние каникулы,ходили по грибы и ягоды, в реке Реж ловили рыбу .купались.Тогда жили старые жители деревни они были уже пожилые ,много рассказывали,что была очень веселая деревня.Ходило много геологов, а что добывали не знали. Любили ходить на Шайтан-камень его еще называли Черт в юбке,там было много брусники,забирались на вершину очень красиво. а сейчас жалко все разрушается . .Посмотрела и сердце кровью обливается . Спасибо вам за фото!!!
0 # 20 января 2016 в 22:33 0
Почему "Чёрт в юбке?" Откуда такое название?
Ирина # 21 января 2016 в 12:08 0
Старики этой деревни так называли его. Почему ? не спрашивали тогда, всякие мифы и легенды были сложены о нем. Может что то и говорили я уже не помню,.столько лет прошло!!Говорят что - то с людьми творилось на этом камне .
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев