Свердловск-Турист-Клуб Региональная общественная организация "Федерация спортивного туризма Свердловской области"


Яндекс.Метрика

Бывший Елизаветинский карьер, скалы Шабровские Каменные Палатки.

30 марта 2015 -

Даны фотоматериалы похода по маршруту: пос.Рудный – бывший Елизаветинский рудник – скалы Шабровские Каменные Палатки – пос.Шабровский.

Дата прохождения маршрута – 28 марта 2015.

Общая протяженность маршрута – 18 км.

Участники похода– группа «Вместе по Уралу» Колчина Елена, Вострецова Людмила.

 

Картина 1. Трамвайная остановка «Южная».

— А у нас есть план?

— Да, целых три.

— Нужно определяться быстрее. Сейчас автобусы начнут подъезжать.

Первым подошел автобус №17 «Остановка Южная – поселок Рудный». Ну вот, и определились с маршрутом. Планирование – наше все, а планы – ничто, их можно менять по ходу пьесы.

 

Картина 2.  Бывший Елизаветинский рудник.

Елизаветинский рудник возник в первой половине XIX века (1828г). Крестьянин Матвей Никитин нашел рядом с селением Елизавет выходы железных руд. Железная руда залегала практически у поверхности, на глубине всего 1-5 метров. Средняя мощность залежи составляла 8-9 метров, в отдельных частях она составляла максимум 15-30 метров. Размер добычи был небольшой, что объяснялось удаленностью заводов-потребителей.

По заброшенной железной дороге идем по дну рукотворного каньона. В свете утреннего солнца крутые сыпучие склоны каньона радуют глаз яркими оттенками от  оранжевого до фиолетового.

Только с 1932-33 годов Елизаветинские руды стали рассматриваться как комплексные, содержащие кроме железа еще и никель, хром, кобальт и марганец. Добываемая руда отправлялась на Ревдинский завод, а в годы Великой Отечественной Войны — на Верхне-Уфалейский никелевый завод.

Недалеко находится еще один карьер, в котором добывают «какой-то серый камень». На поверхности серых камней неведомой рукой высечены диковинные письмена.

Заброшенная железная дорога ведет нас через леса урочища Попов лог и Южного лесопарка. Тихо, ни души. В Елизаветинском руднике железная дорога шла по дну карьера среди поросших сосновым лесом отвалов, а за его пределами она взгромоздилась на насыпь, взирает на всех свысока.

Картина 3. Елизаветинский опытный завод.

Не бывает разведок без преград. Железнодорожный путь упирается точнехонько в ворота Елизаветинского опытного завода.  Ну что ж, нормальные герои всегда идут в обход. Будем огибать территорию завода, чтобы вновь выйти на пути. В качестве утешения нас окружила стайка длиннохвостых синиц. Фотосессия с нежным музыкальным сопровождением.

Огибаем территорию Опытного завода, идем вдоль западной стороны ограждения. Высокий железобетонный забор с колючей проволочкой в качестве декоративного украшения. Идем, идем, идем… До насыпи железной дороги  остаются какие-то 100 метров, но они оказались такими трудоемкими – проваливаемся до колен, сопим, торим… А заборчик то перестал быть неприступно-железобетонным. Он стал каким-то деревянненьким, да с прорехами. Соблазны, соблазны… Вокруг соблазны и испытания. Проверяется не только крепость физическая, но и крепость морально-этических основ. А недалеко от дырявого забора идет утоптанная трудовым народом дорога. Ну как тут не сойти с пути праведного, да не впасть в соблазн? А Вы бы удержались? Ведь для чего-то дырки в заборах существуют?

— Но ведь это территория завода.

— Но ведь в заборе дырки.

— А если нас поймают?

— Прикинемся наивными дурочками, будем пардонить, мерсикать,

   усиленно хлопать ресницами…

— Но ведь там еще и железные ворота!

— Ну,… будем дырки искать.

И мы поддались соблазну. Зато с каким комфортом идется по утоптанной сотнями ног дороге! Сладок грех, что и говорить. По мере приближения к воротам стали внимательно оценивать противника, искать его слабые места.  Ворота метра три высотой, железные, закрыты на запор, увешаны цепями как новые русские, под воротами щели нет – не пролезть. Уткнулись носом в железные листы ворот… А дальше, как в сказке. Ворота есть, а забор к ним не подведен. Бочком, не веря счастью своему, обошли ворота и пошли дальше.

Есть все-таки на свете какой-то Туристический Бог. Благодарим тебя! Мы – твои ярые последователи, мы любим и почитаем Тебя!

Картина 5. Серия карьеров по дороге к скалам Шабровские Каменные Палатки.

Карьер Кирпичного завода.

А вот на этот карьер наткнулись нежданно-негаданно. Шли, шли, никого не трогали. Ни сном, ни духом… И вдруг: «Это ты Алладин, сын Али Аль-Маруфа? Нет? Ну да это не важно!».

Картина 6. Скалы Шабровские Каменные Палатки.

Почему-то очень часто гору Высокую (она же Змеиная горка), что около шабровской Новой Линзы, называют Шабровскими Каменными Палатками. Это неверно. Шабровские Каменные Палатки расположены примерно в 6 км к западу от деревни Бол.Седельниково, в районе речки Арамилки. Вон они виднеются вдали, зеленый остров, усеянный скалами,  среди открытого поля.

Как приятно после снежной зимы вновь идти по открытой земле. Не важно, что трава жухлая, прошлогодняя, пыльная. Идем по ней с забытым наслаждением, аки молодые козочки по заливному лугу.

Такое название здешним скалам дал в 1855 году Э.К. Гофман известный российский геолог, географ, путешественник. Вот что он писал: «…Скалы имеют сходство с развалинами… Низкие скрыты в сосновом лесу, высокие поднимаются над лесом… Я назвал их Шабровскими каменными палатками».

Здесь найдено много интересных археологических находок. Н.А.Рыжников член УОЛЕ в своей работе «Археологические памятники окрестностей Екатеринбурга» пишет об этих местах: «У подножья этих скал нами, т. е. мною, Рыжниковым, Д. Н. Маминым-Сибиряком и К. И. Фадеевым собрано порядочное количество черепков, каменных орудий и костей животных».

В 1895 году крестьянин из деревни Малая Седельникова нашел на скалах следы то ли горна для плавки руды, то ли жертвенные чаши. А в 1912 году был обнаружен топор из зеленого камня длиной 10 см.

Множество скальных выходов разбросаны в пределах зеленого островка.

Этот скальный выход похож на сторожевую башню.

Будто человеческими руками уложили блоки.

Скальные выходы разные по размеру, высоте, характеру, образу.

Небольшие по размеру скалы. Одна из его граней вертикально-плоская, будто нож по маслу прошел.

Отдельно лежащий камень. Как-то загадочно лежит, обращает на себя внимание.

Оставляем позади Шабровские Каменные Палатки и выдвигаемся в сторону поселка Шабровский. Прощаемся с жителями этого скального острова «черным туристом» и рыжей лисичкой.

Картина 7. Дорога вдоль реки Арамилка.

Мост через Арамилку.

Удивительны весны на Урале. Разные, непохожие. Конец марта, а ветер студеный, арктический. Руки мерзнут, нос пока что красный, но скоро будет синий. Дорога идет вдоль речки, а вдоль дороги – множество скальных выходов. Периодически сворачиваем с дороги и лезем на них. Любуемся, фотографируем, а заодно прячемся на время от студеного ветра, греемся.

А на скалах — мхи невероятной красоты. Красное море отдыхает.

Картина 8 (заключительная). Выходим в поселок Шабровский.

Немного по железнодорожному полотну, немного по автомобильной дороге, и мы – в поселке.

 

Маршрут хорош именно для переходного от зимы к весне периода, когда лесные дороги еще не освободились от снега, нет еще свободы наземного перемещения, а ходить по рекам, прудам, озерам уже опасно.

Описание похода разбито на картины не случайно.  Каждая картина — как маленький автономный походик или действие, оставляет свое неповторимое, своеобразное впечатление.

 

Вот и все. Конец.

Рейтинг: +3 Голосов: 3 11257 просмотров
Комментарии (5)

0 # 30 марта 2015 в 11:54 0
Статья очень понравилась своей инфорацией об этих местах, фото замечательные! Захотелось сразу побывать и увидеть своими глазами, но лучше летом!

Дина Вишневская # 2 апреля 2015 в 09:59 0
Спасибо, Люда за увлекательное путешествие по окрестностям города и за ещё более увлекательное путешествие по строчкам твоего очерка. Большое спасибо вам с Леной за очаровательные фото. Складывается отчетливое представление благодаря вашим с Леной фотоальбомам с конца прошлого года, что наш город со своими окрестностями расположен на уникальном месте,говоря иначе - на руинах древнейшей цивилизации

0 # 4 апреля 2015 в 15:02 0
Людмила.На фото не Елизаветинский рудник, а рудник марганцевой руды где-то военных лет. Железный Елизаветинский рудник находится восточнее, у самой вершины г. Татищева. Это просто здрорвенная яма
0 # 4 апреля 2015 в 17:44 0
Кирилл,привет! Укажи источник,если не трудно. а как же эта информация- http://mishainik.livejournal.com/66066.html
0 # 13 апреля 2015 в 17:31 0
Привет, Лена
Действительно, оба этих карьера относятся к Елизаветинскому руднику. Кстати, в статье фото карьера у вершины.Он был выработан в начале 20х г. Карьер с ж.д. работал в советское время до и во время войны. Инфа Сергея aka SVAGA. Также была отсылка к книге А.Смирнова "Что такое Уктус?"
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев