Наскальная и пещерная живопись позволяют нам заглянуть в глубины духовной культуры древнего человека. В мире и России не так много мест, где сохранились следы этого вида искусства, Урал одно из них. Всего на Урале известно около 100 мест с наскальной живописью, из них 9 – на реке Реж. Бородинские скалы называют картинной галереей древнего искусства. Посещение древних писаниц – цель настоящего развед-похода.
В развед-походе было запланировано выйти по старой Никольской дороге к памятнику Николаю Угоднику, посетить Костоусовский рудник, посмотреть наскальные изображения Бородинских скал. Одновременно мы хотели оценить, возможно ли посетить эти места при условии пользования общественным транспортом.
При составлении маршрута и отчета использован материал книги А.Рычкова «Режевские сокровища: по реке Реж».
Точка десантирования – Невьянско-Режевской тракт: на севере виднеется село Останино, на юге расположен Костоусовский рудник.
Полями движемся на юг и подсекаем старинную Никольскую дорогу.
До начала 20-го века главной дорогой, связывающей Реж с внешним миром, был Большой тракт, который вел к Верхотурскому тракту. По нему можно было попасть в уездный Екатеринбург. В конце 19 века тракт прозвали Никольским. По преданию некий купец с богатым товаром ехал из Екатеринбурга на Режевской завод. В глухой местности ночью на него напали разбойники. Спасая свою жизнь, бросил он тогда все свое добро и кинулся в лес. Убегая от преследования, каялся в своих грехах, молил святителя Николая Угодника о прощении и помощи. Блуждал купец по глухомани, видит, недалеко огонек светится, будто свеча горит. Следуя за ним, ушел купец от преследования и вышел на дорогу, а свечи как не бывало. Вскоре и кони с подводами подошли: добро не тронуто, и разбойников не видать. В благодарность за свое спасение купец поставил памятник святителю и чудотворцу Николаю, а дорогу, по которой следовал спасенный купец, стали называть Никольской.
В конце 19 – начале 20 столетий и вплоть до 1969 года главной дорогой на Екатеринбург был Невьянско-Режевской тракт, он шел параллельно Никольской дороге и также, как и последняя, выходил на Верхотурский тракт.
Памятный знак Николаю Угоднику был установлен спасенным купцом в 18 веке. Прошли годы, памятник покосился, а однажды пьяный тракторист и вовсе его свалил. Это произошло в советское богоборческое время. В 1998 году стараниями и тщанием православных режевчан он был восстановлен. В 2012 году в знак была вмонтирована капсула с частью храма из города Миры Ликийские (ныне город Демре, Турция), где жил и совершал служение Николай Чудотворец.
На сайте храма св. Иоанна Предтечи (Нагорная церковь) г.Реж прочитала следующее: «Люди привыкли принимать жизненные блага как должное, само собой разумеющееся. Редко кто из людей благодарит своего Создателя и его святых угодников. А настоящая вера начинается именно с благодарения, а не с просьбы. Да будет нам купец примером благодарности!»
Дорогой направления юго-запад выдвигаемся в сторону Костоусовского рудника.
На Костоусовском руднике когда-то добывали бурый железняк для режевского завода и гнали березовый деготь. От рудника к реке Реж была проложена дорога. Существовал даже пароход, которым руду доставляли в Реж. Его пристань находилась рядом с устьем реки Серебрянка, где она впадает в Реж. Производство оказалось нерентабельным, пароход тоже оказался не у дел.
Сейчас на месте бывшего рудника — два прудика и поле, заросшее травой.
Видимо, эти емкости и ямы использовались при производстве дегтя.
Родник с чистой, холодной водой. Вода прозрачная, со дна поднимаются водой песчаные фонтанчики.
Дорога на юг вдоль реки Серебрянка к ее устью есть и на карте навигатора, и на карте туристического атласа Среднего Урала. А вот найти ее мы не смогли. Пришлось пробираться через густые заросли травы с человеческий рост, следуя указаниям любимого навигатора. Немного посетовали, немного обозвали себя дурочками, но потом все-таки пришли к выводу, что мы не дурочки, а специалистки по утонченным заблуждениям, эдакие первопроходимцы.
К броду, указанному на навигаторе, вышли, хотя легче от этого нам не стало: болотистые берега и никакой приличной переправы. Это уже на обратном пути мы нашли удобную переправу. Но это было потом. А пока мы использовали для переправы, что под руку подвернулось. А подвернулись нам бобровые плотины, по ним и перебрались. Переправа сопровождалась набором междометий и восклицаний: «Ой! Ай! Помогите! Ой, как жить хочется и ботинки жалко!»
Заключительный элемент моста-переправы: его строили не бобры-профессионалы, а мы сами. Красота несказанная, шедевр нашей технической мысли, рукотворное чудо. Строили не покладая рук и не щадя живота своего. Сомневаюсь, правда, что кто-то решится воспользоваться нашим творением. Но главное – цель достигнута, мы переправились через речку Серебрянку.
Выходим к реке Реж и движемся на запад. Лесная дорога то приближается к Режу, то ныряет в лес. Километра за полтора до Бородинских скал нам все-таки удается найти тропку, идущую у самого берега. Болотистые берега не подпускали к себе, хотя мы периодически и предпринимали попытки выйти к ним.
Недалеко от Бородинских писаниц стали появляться скальные выходы.
Бородинские писаницы расположены на берегу Режа, в районе слияния рек Крутая и Реж. Скалы сложены по типу каменных палаток из отдельных плит. Скалы следуют одна за другой, образуя каменную стену, художественная галерея древнего искусства: 1-ая Бородинская скала и 2-ая Бородинская скала.
Наскальные изображения в долине Режа до середины 1970-х годов были известны только в двух местах, одно — несколько выше деревни Исаковой, а другое на Бородинских скалах. Первым исследователем, написавшим о наскальных изображениях на берегах Режа, стал Михаил Викторович Малахов(1856–1885) — один из первых уральских профессиональных археологов, активный член Уральского Общества Любителей естествознания и Русского Императорского Географического Общества.
Каждое лето он проводил археологические исследования на Урале и стал первооткрывателем ряда археологических памятников.
1-я Бородинская скала представляет собой отвесную стену высотой около 10 метров. Изображения расположены на высоте 1.7 метра от подножия скалы.
2-я Бородинская находится на расстоянии 150 метров от первой. Древние изображения находятся на самой высокой части скалы, они нанесены на протяжении 23 метров. Эта писаница является одной из самых богатых рисунками на берегах Режа.
Уже в наше время наскальные рисунки были описаны и классифицированы в двухтомном труде археолога В.Н.Чернецова «Наскальные изображения Урала». Археологи решили, что на рисунках изображены охотничьи сооружения и приспособления древних угров и манси, полуразмытые изображения животных, группы графических и сложных многофигурных изображений. Возраст наскальных рисунков – примерно 3 тысячи лет.
3-я Бородинская скала находится в 3 километрах выше по Режу, на левом берегу. В рамках нашей разведки мы физически не успевали посетить ее.
Разведка – это всегда «лишние» километры. Дороги на картах и дороги реальные, к сожалению нашему, не совпадают. Чтобы добраться к Бородинским скалам, посетив все запланированные объекты, нам понадобилось 6 часов. Чтобы успеть к месту встречи, где нас должны были забрать, нам предстояло преодолеть обратный путь за 3 часа. Выход один – идти на крейсерской скорости короткой неразведанной дорогой к Костоусовскому руднику, направление северо-восток. Забегая вперед, скажу: мы справились с поставленной задачей. Ай, да мы. Когда понимаешь, что помощи ждать неоткуда и следует рассчитывать только на себя, то такого рода убеждения не делают жизнь комфортной, но дают неплохие практические результаты.
Мы неслись к месту встречи, но не забывали и о предстоящей переправе через Серебрянку. Не гоже на одни и те же грабли наступать дважды. Метров за десять до брода прихватили по крепкой сосновой балясине, для укрепления полусгнивших мостков. Мы, бояре, народ работящий! Такова уж наша боярская доля. На моей дубине оказались муравьи, стали кусаться. Пришлось отбиваться, моя дубина, по праву сильного… И привела нас дорога к нормальной переправе. Что же мы зря тащили дубины? Построили рядышком свои мосточки и принципиально по ним переправились.
С погодой повезло. День был теплый, солнечный, а небо невероятно красивое с перламутровыми облаками.
Подведем итоги нашей разведки:
Общая протяженность маршрута – 30 км.
Общее время в пути – 9 часов.
Средняя скорость движения – 4,2 км/час.
Пройти данный маршрут за один день, пользуясь услугами общественного транспорта, не представляется возможным. Последняя электричка Реж-Екатеринбург отправляется в 18-46, последний автобус – в 18-40.
С Вами была группа «Вместе по Уралу» Колчина Елена, Вострецова Людмила.