Свердловск-Турист-Клуб Региональная общественная организация "Федерация спортивного туризма Свердловской области"


Яндекс.Метрика

Самоцветная полоса Урала, район Южаково-Сарапулка-Кайгородское

25 мая 2015 -

Если судьба делает неожиданное, но чертовски привлекательное предложение,  следует переиграть все планы и соглашаться. На приглашение посетить участок самоцветной полосы Урала в треугольнике Южаково-Сарапулка-Кайгородское мы, конечно же, ответили дружным — ДА!

Липовские  карьеры.

В 1900 году, распахивая поле, крестьянин Петр Родионович Русин вскрыл редчайшую по красоте и богатству турмалиновую жилу. Так началась липовская турмалиновая лихорадка. Сельхозработы отошли на второй план, местные жители из крестьян переквалифицировались  в хитников.  Камень доставался липчанам относительно легко: самоцветы лежали прямо под ногами, копнул раз-другой и готово. Они даже продавали находки не штуками, а шапками.

С 1921 года работы на Липовском месторождении вела «Райруда». Это был расцвет добычи самоцветов. На копях постоянно работало до 120 человек. Все закончилось, когда здесь открыли месторождение силикатного никеля, который стране был нужнее ювелирных камней. Добыча руды шла открытым способом, и самоцветная слава Липовки ушла в отвалы. Но добыче силикатного никеля тоже в свою очередь пришел конец. Глубокие карьеры глубиной до 120 метров постепенно заполнились водой, по берегам выросли деревья, но самоцветные находки до сих пор здесь не редкость. (Использована информация «Краеведческой энциклопедии» Н.Рундквиста, О.Задориной)

Четыре огромных затопленных карьера образовались после завершения добычи здесь никеля в советские годы. За лазурный цвет воды Липовские карьеры часто называют «голубой лагуной».

Село Южаково.

В нескольких километрах от села Липовского находится село Южаково, на весь Урал прославившееся своими горщиками и специалистами по обработке камня. Основание села — 1710 год — совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на Урале в начале XVIII века. Обживали эти места старообрядцы. Первопоселенцы-староверы построили себе деревянную часовенку, занимались хлебопашеством, скотоводством, владели ремеслами — от производства стекла, зеркал и пимокатанья до скорняжного дела и выпечки хлеба.

Село было своеобразным «Иерусалимом», куда сходились паломники-староверы поклониться и помолиться лику иконы особо почитаемой в этих местах Святой Преподобной Параскевы.

Село тянется вдоль речки Ямбарки  правом притоке р.Нейва. Природа щедро наградила этот край. Группа копей, объединённых под общим названием Богатое Болото, находится в километре к востоку от деревни Южаково.

Еще одна достопримечательность села – Южаковский водопад. В 1970 году был создан пруд на месте слияния речек Ямбарка и Шиловка для полива полей. Пока  дамба плотины была цела, слив воды осуществлялся по заложенным здесь трубам.


В результате прорыва плотины насыпь была частично размыта, и вода проложила себе новое каменное русло.


Сейчас вода падает с горных обнажений, образуя живописный водопад.

Чуть ниже по течению Ямбарки находятся брод и пешеходный мостик, есть возможность полюбоваться водопадом с противоположной стороны.


Кроме того, село Южаково  прославилось своими горщиками – династией Южаковых. Самоил Прокопьевич Южаков был учителем известного уральского горщика, специалиста по добыче самоцветных камней Данилы Зверева, ставшего прообразом Данилы-мастера из бажовских сказов.

 

Село Сарапулка.

Старинное селение Сарапулка упоминается уже в документах 1734 года. В конце 18 века в ней велась крупная огранка камней, скупавшихся и привозившихся из разных районов Мурзинской области. Всемирную известность Сарапулке принесли ее знаменитые Министерские копи, давшие малиновый шерл.

Копь лежит среди когда-то возделанной пашни к юго-востоку от  села, недалеко от кержацкого (староверческого) кладбища, где похоронены  горщики, замечательные люди прошлого, разведчики и следопыты самоцветов, страстные любители камня, которые всю свою жизнь отдавали охоте за камнем.

В 1920 году в Свердловске составили список наиболее известных горщиков, главным образом стариков окрестностей деревни Мурзинки. Среди 30 самых известных горщиков Мурзинки, Кайгородского, Сарапулки, Корниловки назывались имена — Южаков, Овчинников, Холкин, Зобнин, Орлов, Семенин и другие.

В 1921 году Министерскую копь обследовала рабочая комиссия под руководством Г.Китаева, копь была признана непригодной для промышленной эксплуатации и заброшена.


Пешеходная часть маршрута от Министерских копей до села Кайгородское.

Обычно при взгляде на самоцветные камни, на красивые топазы, аквамарины и аметисты возникают представления о горных, скалистых местностях, в которых они добываются, но эти представления совершенно неприменимы к старейшим копям деревень Южаково-Сарапулка.  Для этих мест характерны широкие поля, остатки лесов, разбросанных по слегка волнистому ландшафту.

Май – время, когда черемуха предстает во всей своей красе. Белоснежными кистями, как пеной, покрыты кроны деревьев. Черемуховые заросли сопровождают нас по всей дороге к Кайгородскому – в низинах, логах, и просто одиноко стоящие среди поля экземпляры, как белые душистые острова. И запах…, тягучий, сладкий, ни с чем не сравнимый  черемуховый запах.

Где заросли черемухи — там и птицы.

Лесной конек.

Луговой чекан.

Говорят, что кукушка приносит весточку о лете, а ласточка — теплые дни.  Прилетают кукушки почти в середине мая, мы это узнаём по их крикам. «Ку-ку, ку-ку» кричит не кукушка, а её самец, если можно так выразиться – «кукух», он привлекает внимание подруг. Самцы прилетают несколько раньше самок и своими криками дают понять другим самцам, что этот участок уже занят и те могут получить хорошую трёпку, если не уберутся подобру-поздорову.


Самцы кукушек очень напоминают ястреба-перепелятника своей «тельняшкой», поэтому мелкие птицы стараются их избегать. Отличить их можно по посадке. Ястреб сидит на сучке вертикально, а кукушка – горизонтально, крылья приспущены и поднят хвост.

 

Село Кайгородское.

Село Кайгородское на речке Шиловка расположено в самом центре вотчины Демидовых — Нижнетагильского края, оно было основано в начале XVII века. Позднее сюда переселялись крепостные, бежавшие от демидовских приказчиков.

Местная достопримечательность — каменная церковь Параскевы Пятницы красиво стоит на возвышенности, видна издалека за много километров.

Каменную церковь возвели в Кайгородском уже в начале XX века, освятили в 1913-м. А через четыре года к власти пришли большевики, началась борьба с религией и с теми, кто исповедовал Отеческую веру. В 1930-м был арестован клирик Параскевинского прихода священник Николай Мухин, батюшку приговорили к пяти годам лагерей. В 1937-м священник Григорий Глинин также был репрессирован, его приговорили к десяти годам лагерей. В 1940-м каменный Свято-Параскевинский храм закрыли, а возвратили для богослужений только через 55 лет.

Коробка храма находится в прекрасной сохранности, большой купол не снят, малые купола отсутствуют. Архитектурный декор очень богат и говорит о высоком профессионализме строителей.  По сравнению с классическими декорами храмов конца XIX века декор кайгородского храма усложнен. Интересным элементом являются «контрфорсы» в 4-х углах основного объема храма.

За храмом расположена кайгородская копь Тальян. Когда-то здесь, как и в окрестностях Мурзинки, итальянцы добывали аместисты.  Два флорентинца – братья Жан-Батист и Валерии Тартори – известные в Италии знатоки самоцветов и камнерезы организовали на Мурзинке не только разработку нескольких новых участков по своей методике и технологии, но и начали обучать местных жителей. Шахты заморских специалистов местные горщики называли «итальянами», а найденные в них самоцветы — «итальяшками». С течением временем названия трасформировались в «тальяны» и «тальяшки» соответственно, и в таком виде вошли в местный фольклор навсегда.

Сотни небольших месторождений самоцветного камня, открытых горщиками в лесах за три столетия, когда-то имели свои имена. Сейчас многие из старинных месторождений заброшены и названия их забыты. Но такие как Ватиха, Мокруша, Богатое болото, Корнилов лог, Кайгородский Тальян до сих пор будоражат души любителей камня.

Ильдар Артемьев – наш современник, геолог и ювелир, прекрасный рассказчик, автор книг об уральских месторождениях, горщик, отлично знающий каждую копь, каждый уголок самоцветной полосы, живет в селе Кайгородском. 28 января 2012 года на церемонии вручения «Всероссийской литературной премии имени Павла Петровича Бажова» Ильдар Иванович Артемьев был награжден специальным дипломом конкурса за книгу «Кайгородская быль».

В 2015 году в издательстве «Режевская типография» вышла его новая книга «Долг». Мы побывали у него в гостях и получили книгу из рук автора с дарственной надписью.

Село Липовское.

В селе мы остановились ненадолго, исключительно чтобы полюбоваться храмом. Заселение села  начиналась по речке Бобровке в конце XVII века. В 1681 – 1683 годах в Липовке насчитывается 15 дворов. Жители села – выходцы из Кайгородского уезда.

В центре села, на высоком месте возвышается Церковь Рождества Христова. Она была заложена 27 мая 1833 года, является образцом храмовой архитектуры классицизма. 

С Вами была группа «Вместе по Уралу» Колчина Елена, Вострецова Людмила.

23 мая 2015 года.
 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 9560 просмотров
Комментарии (1)

Галина # 7 ноября 2015 в 19:48 0
турмалин имеет несколько цветов, нигде не встречала названия малиновый шерл. Шерл бывает только черного цвета А малинового цвета-это сибирит Река Амбарка каким то образом превратилась в Ямбарку. В книге Кайгородская быль река названа правильно
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев