В настоящем отчете выложен фотоматериал похода выходного дня в районе поселка Черноисточинск: гора Дыроватик – Ушковская канава – поселок Черноисточинск.
Десантируемся на автотрассе Нижний Тагил – Черноисточинск после перевала на горе Косогор, у своротки в поселок Антоновка. Наш путь лежит к каменным останцам горы Дыроватик, движемся в направлении северо-запад — немного по лесной тропе, немного полем. На юге отлично просматривается гора Липовая.
А впереди на северо-западе среди леса хорошо просматривается скалистая вершина Дыроватика.
Торжество всего самого недолговечного: цвета, запахов, незавершенности и смены форм…
В 1770 году в Черноисточинске побывал П.С. Паллас знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник 18-19 веков. Вот какую запись о достопримечательностях поселка Черноисточинск он оставил в своих путевых заметках: «Из гор, около озера лежащих, две суть достойные примечания: одна, называемая Дыроватик, верст с восемь к северо-востоку, в которой различные находятся гроты, и в одном месте, говорят, есть проломана большая дверь…».
Полузаросшей просекой поднимаемся к вершине горы Дыроватик.
Дыроватик является геоморфологическим памятником природы, расположен в левобережье реки Черная, его высота – 382 метра. На его вершине стоит геодезический тур, с самой высокой точки Дыроватика отлично просматриваются близлежащие окрестности: поселок Черноисточинск, его пруд и окружающие горы.
Дыроватик – древний разрушенный утес, подножие горы утопает в осыпи мелких камней и огромных глыб. Оригинальная форма рельефа на вершине горы — огромная арка-дыра является визитной карточкой Дыроватика. Нам показалось, что она больше похожа на лошадиную голову.
Мы идем к следующему запланированному объекту – уникальному гидрологическому сооружению 19 века – Ушковской канаве – ради которого, в общем-то, и был спланирован настоящий поход. Согласно атласу Среднего Урала с вершины Дыроватика лесная просека должна вывести нас к Верхнему прудку. По карте спуск по просеке должен был пройти гладко и весело. Но это по карте. Реальность – это нечто иное: исчезающая просека, таежная чащоба, небольшие болотистые участки, но и красивые цветущие поляны, не без этого. Чтобы в бочке дегтя да не было хотя бы ложки меда, — такого не бывает, это закон равновесия в природе.
Продираясь через таежную чащобу, исцарапались, будто дикую кошку приручали, а она активно сопротивлялась нашим благим намерениям. Частично шли по азимуту и не раз поблагодарили тех благородных мужей, которые создали навигатор. Что бы мы без него, родимого, делали? Слава науке и всем ученым, работающим на благо человечества!
Верхний прудок – ответственная часть гидротехнического сооружения, именно он задерживает паводковые воды и регулирует их сброс.
В дальнейшем нашем повествовании об Ушковской канаве будут использованы в основном материалы сайта информационного агентства Нижнего Тагила «Все новости».
Вряд ли предполагали Демидовы, «заходя» на Урал, что главной неприятностью для них в этих местах станут не строптивые башкирские племена, не разбойники, «гуляющие» на Камне лихими ватагами, и даже не конкуренты, а… уральская погода.
Как известно, до широкого внедрения на металлургическом производстве силы пара, основной и единственной движущей силой для кузнечных молотов железоделательных заводов являлась сила падающей воды. И перед тем, как приехать на Урал и развернуть здесь своё производство, Никита Демидов вместе с сыном Акинфием досконально исследовали не только рудные места, но так же убедились в том, что здешние реки вполне полноводны. Однако, очень скоро выяснилось, что с наполнением местных речек водой время от времени возникают проблемы.
Протекающая сравнительно недалеко от Черноисточинского завода речка Чёрная даже в самые засушливые годы не оставалась маловодной, подпитываясь многочисленными притоками. Демидовы не единожды предпринимали попытки заставить воды Черной работать на себя, вернее на завод в Черноисточинске. Приглашенные иностранные специалисты заявляли: «Дело сие невозможно», «сей прожект видится нам утопичным, ибо река Черная протекает на несколько аршин ниже дна заводского пруда».
В 1841 году Клементий Ушков – крепостной откупщик Демидова - обратился с предложением провести сей канал для соединения реки Черной с Черноисточинским прудом.
Главный водоспуск на Ушковской канаве.
Предложение Ушкова местные бюрократы отклоняли не единожды. Наконец, в 1847 году Клементий Константинович подаёт прошение «об устройстве прокопа из реки Черной в Черноисточинский пруд» на имя Кожуховского и получает добро. На реализацию своей задумки Ушков просит «три лета», и обещает произвести работы «своим коштом», не прося у заводов ни копейки. За это Клементий Константинович просит только одно – «вольные» для своей семьи.
На реке Черной, которая протекала мимо Черноисточинского пруда, Ушковым был сооружён водоем, так называемый Верхний пруд, в котором уровень воды понимался почти на пять метров относительно уровня реки, и устроен канал, соединяющий Верхний пруд с Черноисточинским прудом. Шлюзами Верхнего пруда можно было регулировать уровень воды в Черноисточинском пруду — направить воду через первый шлюз в канаву и, следовательно, в пруд, или же при ненадобности этого излишнюю воду спускать через другой шлюз, устроенный в стороне от русла реки в конце дамбы.
На четыре с лишним километра протянулся канал с его системой прудков, перемычек, затворов и шлюзов.
Средний прудок.
Несмотря на статус «вечноотданных» семья Ушковых была весьма зажиточной. К 1833 году Клементий Ушков имел три собственных мукомольных мельницы на реках Шайтанке, Вязовке и Чёрной, занимался хлеботорговлей и поставками муки, имел табун лошадей. А помимо всего прочего, занимался проектированием и строительством водяных мельниц «и прочих водных устройств», чему учился «самоохотно».
В 1859 году Ушков умер. Его дети и родственники в разное время уехали из Нижнего Тагила. Большинство из них были записаны купцами I и II гильдий, вели успешную торговлю.
Перед выходом к Черноисточинскому пруду подсекаем старинную демидовскую узкоколейку, вернее то, что от нее осталось.
Узкоколейную железную дорогу сообщением Нижнетагильский завод — Висимо-Уткинск начали строить в 1892 году и целиком пустили в эксплуатацию в 1895-м. Дорога связывала малые демидовские «подливные» заводы — Авроринский, Антоновский, Черноисточинский, Шайтанский, Висимский и Висимо-Уткинский — с Нижнетагильским железоделательным заводом. Первоначально основным грузом дороги был металл, а так же лес, камень и песок для ремонта заводских плотин и дамб. Несколько позднее по узкоколейной ветке стали перевозить лом и оборудование, дрова и фураж. Перевозка пассажиров первоначально не предусматривалась, но работники заводов ездили на платформах и вагонах невозбранно.
В Советской России обратили внимание на необходимость приведения железных дорог к единому стандарту и после тщательного изучения вопроса решили унифицировать все узкоколейные железные дороги под колею 883 мм. Перешивка Висимо-Уткинской ветки началась в 1924-м и была закончена в 1926-м. Снятые «нитки» 1000-мм-ой колеи позволили создать ремонтный запас на всех станциях ВУУЖД.
Заключительная часть маршрута проходила в весьма комфортных условиях, по принципу – все для клиента: асфальтовая дорога вдоль канавы, тень, ветерок сдувает пылинки, цапли позируют, птички щебечут. Наверное, Николай Колчин икал после обеда беспрестанно в четверг 18 числа месяца июнь. Второй поход в этом месяце частично проходит по асфальтовой дороге, неукоснительно следуя дурацкой мечте Николая. Николай Аркадьевич, низкий Вам поклон и наша признательность. Эх, Вашу бы энергию и умение работать на тонких планах да в наших целях, — мы бы ого-го-го, что натворили.
Место впадения Ушковской канавы в Черноисточинский пруд.
В результате пуска «канавы» заводской пруд Черноисточинского завода значительно пополнился водой и принял те очертания, которые мы привыкли видеть сейчас, а речка Чёрная стала пригодна для прохождения судов с грузами для Черноисточинского завода. Кроме того, воды Чёрной стали стабильно подпитывать и реку Тагил, что в конечном итоге сняло проблему маловодия и на Нижнетагильском заводе.
Следующая наша мечта на маршруте (при температуре окружающей среды +30оС это — скорее вожделение) – купание в пруду. Серия безуспешных попыток найти приличный для купания берег не была удачной, все время выходили к болотистым берегам.
Спасение от жары нашли в глубоком колодце на окраине поселка с невероятно студеной водой. Еще одно гидротехническое сооружение, с которым мы встретились, на этот раз для добывания воды. В четыре руки крутили ворот колодца, крутили-крутили, устали, с нетерпением поглядывали на сруб колодца: «Ну, когда же появится ведро?» Наконец, оно появилось. Какая же там глубина? Трубно представить. Наверное, это «живая вода». «Живой воды напьюсь у журавля» – не более чем поэтический образ в воображении автора-горожанина. Сельские задолго до написания этой песни знали, что из журавля поливают сад-огород и поят скот, а живую питьевую воду нужно брать глубже, чем он позволяет зачерпнуть.
Вот и окончен маршрут. Ждем автобус на Нижний Тагил, а небушко хмурится, темные тучки наползают, где-то вдали молнии сверкают. Хорошо наблюдать за разгулявшейся стихией из надежного укрытия. Молнии, гром, шквалистый ветер, град… Мы только ох-аем, ах-аем, подпрыгиваем от неожиданно резких раскатов грома, похожих на взрывы петард. Нам не страшно и даже любопытно, одновременно радуемся, что нас там нет, миновала чаша сия. Хорошо быть наблюдателем, а не участником таких катаклизмов. Надо же, гидрометцентр не ошибся, передавая штормовое предупреждение, попал в яблочко. Гроза преследовала нас до Невьянска, но наш автобус убегал от нее с небольшим отрывом: сначала убежал из Черноисточинска, потом – из Нижнего Тагила. В Невьянске гроза опять догнала, но мы опять убежали.
Вот, пожалуй, и все. С Вами была группа «Вместе по Уралу» Колчина Елена, Вострецова Людмила.
Общая протяженность маршрута – 18 км.
Дата прохождения маршрута – 18 июня 2015г.
Как добраться общественным транспортом: от Нижнего Тагила – маршрутка № 104 до Черноисточинска, посадочная остановка — у магазина «Левша», что рядом с автовокзалом. Маршрутка курсирует каждые полчаса.