В настоящем фотоотчете выложен фотоматериал похода по маршруту: д.Часовая – заброшенный храм с.Исетское – порог Бурхан (Ревун) – Смолинский лог – Смолинская пещера – с.Покровское.
Дата прохождения маршрута – 01 мая 2015г.
Общая протяженность маршрута – 23 км.
Участники похода – группа «Вместе по Уралу» Колчина Елена, Вострецова Людмила.
Счастья привалило много и сразу: выходные, праздники, по-летнему тепло, можно сказать жарко. Из курточки перепрыгнули сразу в футболку. Смотрим назад в недавнее прошлое глазами Героев Советского Союза: там остались зима, сугробы, холод. Впереди – пик туристической жизни. Честно говоря, краски несколько сгустила, увлеклась немного. Виной тому контраст между прошедшей зимой и грядущим летом, просто весну и лето мы любим больше.
Вперед на маршрут. Точка десантирования – деревня Часовая, от нее идем на юго-запад в село Исетское.
Село Исетское (бывшее с.Темновское) было основано примерно в 1645 году на левом берегу Исети в сосновом бору. Название Темновское село получило от густого темного леса, среди которого оно располагалось.
В центре села, на пригорке, в нескольких десятках метров от реки стоит Николаевская церковь. Немногое известно о современном каменном храме. Здание деревянного храма было куплено в с.Камышево, перевезено и перестроено, работы велись на средства прихожан и завершились в 1845-м году, храм был освящен в честь Николая Чудотворца в 1852-м году. Каменное здание церкви было построено в 1917 году. Церковь закрыли в 1930-е годы. Современное состояние — полуразрушена.
Крестово-купольный храм выполнен в византийском стиле. Наружная отделка внешних стен храма из красно-коричневого кирпича создает неповторимый декоративный эффект.
Храм утратил кровлю. Свет проникает через барабан в центре купола и провалившуюся кровлю и освещает верхнюю часть внутреннего пространства храма. Внутри храма на стенах еще можно рассмотреть блеклые фрески.
По Уралу разбросано множество забытых, разрушенных храмов. Каждый своеобразен и неповторим по архитектурному решению.
В селе Исетское есть пешеходный подвесной мост, его состояние можно классифицировать как аварийное. Доски почти сгнили, но направляющие металлические канаты и сама металлическая конструкция моста еще крепкие. Если подстраховывать себя и крепко держаться за металлические поручни-канаты, то вполне можно перебраться на противоположный берег, что мы и сделали.
Лесными дорогами вдоль правого берега Исети движемся в сторону Бекленищева.
Можем ошибиться, но предполагаем, что сфотографировали овсянку и зяблика.
Напротив деревни Перебор расположены скалы Шамейская горка. К ним ведет подвесной пешеходный мост, который в отличии от своего западного собрата в Исетском, находится в отличном состоянии.
Скальные выходы Исети до автомобильного моста деревни Бекленищева.
В районе Бекленищева спокойная, равнинная Исеть на время становится горной красавицей. По-женски очень хорошо понимаем ее, периодически не просто хочется, а необходимо убежать от обыденности, взбодриться, сменить имидж, удивить не столько других, сколько себя. Эффект проживания нескольких жизней за короткий срок. Красиво и экстремально.
Ревун — завораживающая стихия камня и воды. Перепад высоты равнинной Исети на этом участке – около 40 метров. Триста метров перекатывается вода по валунам и острым камням, торчащим из воды. Каменистые перекаты окружены отвесными скалами 25-метровой высоты. Все вместе красиво, опасно, привлекательно, а для водных туристов еще и предельно сложно в плане прохождения порога. Это место просто создано природой для того, чтобы наслаждаться бесконечной переменчивостью природы, радоваться ее многоликой красоте.
Учёные-геологи считают, что 300 миллионов лет назад в этом месте было жерло вулкана Покровский, затем прошёл тектонический разлом земной коры. Со временем вулкан разрушился, и река Исеть пробила в нём себе путь — каньон среди скал.
Когда-то давным-давно этот порог носил имя Бурунки. До Петра-царя лихой да обиженный народ в этих местах селился. Затем началась экспансия русскими здешних земель, для освоения земель давали вольную от всех податей на три года. «И потянулся за Камень народишко. Всем, ишь, волюшки-то хочется. Сказки сказывали — там земли не меряно, каменья самоцветные из-под ног сами выскакивают – «живи, богатей – не хочу!»».
«В версте от деревушки Смолята (это уж щас она село Смолино зовется) в лесу поселилась семья – приехали аж с-под Нова-города, на вольные земли. Глава был крепкий «рукастый» мужик. Звали его необычно для русского уха – Бурхан».
Ниже приведем сказ о Буркане и Смолинской пещере, записанный со слов Савелия Михайловича Смолина Сарабинским А.В., из которого станет понятно, что нынешний порог Ревун когда-то давным-давно назывался Бурхан. «Щас-то уж никто уж ничё не помнит. Молоды-то не интересуются прошлым, стариков-то слушать не хотят. Некогда им стариков слушать! Вот так и растут Ивашками-непомняшками. Э-эх… Такой вот ёксель-моксель получатся!»
«С тех пор как Бурхан раненый утонул, стали эти Бурунки, ну пороги-то, в ауле (что рядом с деревней Смолино) его именем звать. Так и пошло — Бурхан да Бурхан. А за башкирцами и у русских пошло. Правда, лет через сорок поди, немец важный такой с экшпедицией был. Карту тут рисовал. Реки, значит, и места енти. Так он, сказывают, вместо Бурхан порог-то Бурканом обозвал. Вот немчура, чё натворил! А карту-то потом сделали уж, а там Буркан написано, вроде как от того, что бурчит тут вода. Так вот с той поры и зовётся Бурканом».
А в 1970 году «услыхали, что туристы наш порог Буркан стали Ревуном кликать. Н-да… Тогда, значит, немец переименовал, а тут свои стал быть, как иноземцы каки, — чё хотят, то творят!… Неуваженье како-то получатся!»
«А Бурхан — хозяин порога над туристами, которы на своих катмаранах кататся, иногда и пошалит. Всяких задрыг там переворачиват, чтоб лихость поостыла, значит».
К порогу Ревун шли правым берегом Исети через деревни Перебор и Горный. В Горном разговорились с местными пожилыми людьми:
— Куда идете, девоньки?
— На Ревун.
— А, на Буркан.
— Ну, да,… на Бурхан.
«Поглянулось им (Бурхану и его семье) здесь – река быстрая, шумит, пенится». Стали здесь жить Бурхан с женой Марьюшкой да любимой доченькой Аленкой. Бурхан мельницу на островке поставил, уважением не только у русских, но и местных башкир пользовался, в долг муку всегда давал. Марья – травницей была, в травах разбиралась, заговоры знала, лечила здешний народ, никому не отказывала.
На фото видны жернова мельницы на берегу Исети, все что осталось от нее.
От порога Ревун выдвигаемся к Смолинскому логу и Смолинской пещере. По дну Смолинского лога протекает ручей Смолянка. Летом он пересыхает.
В 1709 году «опять башкирцы восстали против, значит, бела царя. Озлоблены на всех русских, не выполнили царски чиновники своих обещаний, данных башкирцам, потому считают они, что русские занимают их земли незаконно. Опять с юга башкирский хан Алтынбай, на север со своими конными отрядами головорезов движется. Селенья жгут. Животинку угоняют. Убивают старых и малых, а кто покрепче, тому колодки на шею и на рынок в Бухару – в неволю».
«А смолятски-то мужики не регулярна часть кака – ни ружей тебе, ни пушек, а чё полсотни мужиков с вилами да топорами супротив тысяч вооруженных до зубов конных башкирцев? Решили всем сходом уйти от греха – схорониться где-нибудь, пока лихо мимо не пронесёт. От Смолят-то в версте с гаком в лесу в логу пещерка была. Вот туды быстрёхонько так собрались. Припасов набрали на пять днёв».
Смолинская пещера довольно протяжённая — до 500 м, относится к карстовым пещерам, была открыта в середине 19-го века, исследована и описана нашим уральским краеведом Олесовым В.Г., которого считают одним из лучших и старейших церковных краеведов Урала 19-го века. Именно Олесов составил первый план ходов и гротов пещеры.
Название пещеры, происходит от названия села Смолино, рядом с которым пещера и находится. На скале, которая возвышается над пещерой, стоит поклонный крест.
Олесов пишет, что внутри пещеры он нашел кельи, увидел вырубленные из камня ступени и даже лавки. Поэтому все названия гротов связаны с монахами, которые, по преданию, здесь жили. Первый грот называется Большая Келья, гроты Фавор, Алтарь. Лаз, который ведет вниз, называется «Дорога в ад», лаз наверх — «Дорога в рай». Внизу течет подземный ручей, который образует маленькое озерцо.
Продолжим сказ. Подъехали башкирцы к деревне Смолино… Никого… Пусто… Ни скотины, ни народа. Брать нечего. Приказал хан разведать, как через Исеть-реку переправиться, а заодно и народишко в лесу поискать – в Бухарском ханстве рабов ждут… «А смолятцы-то сидят в пещере тихо-тихо так, на ушко с собой переговариваются. Народу много – душ 200». Среди односельчан не было семьи Бурхана, жили они не в самих Смолятах, а чуть вверх по реке. «Спрятал он (Бурхан) девок своих в лесу в ямке да ветками закрыл», а сам на мельницу за деньгами спрятанными пошел.
«Место, где Бурхан своих девок, значит, оставил, не простое было. Вот, к примеру, сегодня здеся грибы собирали, а через два дня приходишь – ямища огромна, от края до края аршин в десять будет, одни верхушки сосен торчат. Провалилось всё. Пустота кака-то в глубине была, что ли… Старики баяли, Полоз Камнегрыз такой подземный есть, ну как червь огромный. Всё ему нипочём — ни земля, ни камень. Всё прогрызает. От того, значит, и пустота в тех местах под землёй».
Окончилась история печально. Бусурманская стрела настигла Бурхана, когда он с припрятанными деньгами через реку проходил. «Выпал из рук мешочек, покатило его по каменистому дну течением. Только и успел Бурхан прошептать: «Господи, спаси моих Лисичек…» Так с раскинутыми в стороны руками и понесла его Исеть-река под свои круты берега».
А Марьюшку с Аленкой обнаружили. Пришлось им от погони спасаться. «Крадутся тихонько под елками, пригибаются, прислушиваются… Как-то совсем тихо в лесу, ни птички не свистят, тревожно… Всё выше от реки. Вот уж и скалу, где пещера на другой стороне лога видать». Не успели к Смолинской пещере, наткнулись на преследователей. «Беги быстрей назад дочка, прячься в пещерке и никуда не выходи». Ну, Алёнка и припустила. А Марьюшка-то в другу сторону побежала да уж поздно. На полянке окружать её стали. Свистят, смеются, верещат как кошки, на конях гарцуют».
Пещерку, где Алёнка с мамой пряталась, Лисьей норой звать стали.
И крикнула Марьюшка: «Да будьте вы прокляты! Чтоб вы, живодёры, провалились сквозь землю!». Только сказала эти слова, затряслась земля, пошли по ней трещины, и стало всё проваливаться. Да так быстро, вмиг. Враз обезумели кони, заметались не слушая своих наездников. Все эти человеческие и конские тела устремились вниз за Марьей». Сейчас на этом месте – провал, бездонная яма. Профессором Горного института предпринималась попытка раскопать вход в пещеру на дне ямы. Вокруг ямы тоже есть провалы. Возможно в этом месте пещера гораздо больше Смолинской пещеры, что неподалеку.
«Вот ведь как всё получилось. Как ни крути, а смолянцев-то от погибели Марья спасла. Не отвлекись они на неё, разнюхали бы они их да голодом заморили бы в пещере. А так вот даже избы целы остались. Да и скотинка».
Сейчас на месте Провала – свалка.
Небольшой прудик на ручье Смоянка, летом здесь можно умыться и поплавать после посещения Смолинской пещеры.
Хан Алтынбай накануне описанных событий взял в плен монахов Долматовского монастыря, которые по приказу своего игумена искали золото скифских курганов. Найденное золото использовали для строительства каменных стен монастыря. «Отобрали у бугровщиков, ну у тех значит, кто курганы-то копал, серебряных да золотых вещей велико множество: перстни с каменьями, шлёмы, украшения из червонного золота, фигурки, монисты, блюда серебряны, рукоятки золоты от сабель всяких. Видать мужичкам пофартило – царский курган нашли!»
«Всего шесть меховых башкирских шапок-бурок набралось, почти всё золото. Целое состояние. Сложили всё в четыре сумки кожаны, к седлу ханского скакуна приторочили. Вот так… Кому война, а кому мать родна…»
Игумен же впоследствии направил в Смолинское экспедицию с разведкой под видом странников-богомольцев. «У пещеры, в которой смолянцы-то прятались, те и остановились. Будто там молются Богу за спасение душ православных. Ох, и хитрющие! Тень, значит, на плетень навели. А сами-то чисто всё вокруг обнюхали… В воронку-то ту провальную опускались. И ведь нашли тама серебряный браслет да перстень золотой с камнем драгоценным… За сто с лишним лет монахи несколько раз экшпедиции устраивали на поиски золота под видом всяких богомольцев. А вот скифско-то золото, которо с конём потонуло, не нашли ещё. Ну да ладно, может, пофартит кому…»
Дорога в Покровское проходила под громовые раскаты, всполохи молний и дождик. Нам, отвыкшим от жары, была приятна свежесть дождика. Хорошему благодарному путешественнику все хорошо.
Конец путешествия. С Вами была группа «Вместе по Уралу».