Источник: veslo.ru
МИНИСТР ШОЙГУ ОБЕЩАЛ. ЖДЁМ ОСЕНИ?
- Как-то в апреле я
узнал, что министр Сергей Шойгу 10 июня будет вести личный приём
граждан. И я в майские праздники написал, а потом 10 мая отнёс в
приёмную Правительства РФ следующее письмо:
Члену Правительства РФ,
министру по чрезвычайным
ситуациям
С.ШОЙГУ
Зачем
нужна регистрация маломерных
безмоторных
туристских судов?
Уважаемый
Сергей Кужугетович!
Недавно Президент РФ
Дмитрий Медведев поставил вопрос о целесообразности техосмотра
автомашин. Это предложение поддержали тысячи автолюбителей.
Но
существует ещё более нелепая обязательная процедура, не приносящая
пользы ни людям, ни государству – регистрация и техническое
освидетельствование туристских байдарок, надувных катамаранов и
рафтов в Госинспекции по маломерным судам (ГИМС), входящей ныне в
состав МЧС России. Подчеркну, что речь идёт не о яхтах и моторных
лодках, а именно о безмоторных
разборных
туристских судах, которые большую часть года хранятся в разобранном
виде на антресолях или в чулане.
Регистрация
же названных туристских судов (при которой происходит их техническое
освидетельствование) ни коим образом не повышает безопасность
плавания (то есть турпоходов и путешествий), но отнимает у владельцев
много времени и нервов (про деньги уж умолчу). В частности, при этом
надо предоставлять документы (например, чек из магазина), которые
подтверждают, что владельцем судна является именно этот гражданин.
Однако за давностью лет многие люди такие документы потеряли, а
некоторые сами сделали свои суда. В этом случае их регистрация в
ГИМСе существенно усложняется и порой решается, как говорят туристы,
лишь с помощью взяток.
Совершенно
непонятны критерии, согласно которым одноместную байдарку или
двухместный катамаран регистрировать не требуется, а двух- и
трёхместные байдарки, четырёхместные катамараны – нужно.
Объяснить мне это не смогли даже руководители ГИМС – так, мол,
решили их предшественники.
Руководители
ГИМС проводят аналогию с регистрацией в ГАИ автомобилей. Но она
неправомочна: автомашина является источником повышенной опасности, а
какую опасность для окружающих, для кораблей и плотин несут байдарки
и надувные катамараны?! Аналогично можно было бы потребовать
регистрации велосипедов и горных лыж. Владельцы их гораздо чаще
получают травмы, нежели туристы-водники.
Редакция
нашей туристской газеты «Вольный ветер» после
многочисленных обращений любителей водного туризма неоднократно
писала в различные государственные органы по этому вопросу – и
в Госдуму, и в Министерство транспорта, и даже в Комиссию
Правительства РФ по ликвидации избыточных государственных функций. Из
последней наше письмо было переадресовано в МЧС России, откуда мы
тогда получили ответ за подписью зам. министра Р.Цаликова, что, мол,
ГИМС недавно передан в наше ведомство, поэтому мы должны разобраться
в ситуации, а потом вам ответим. Но обещанного ответа по существу мы
так и не получили.
В общем,
все соглашаются с тем, что регистрация и техосмотр в ГИМСе названных
судов не нужны. Например, вице-спикер Госдумы А.Чилингаров сказал:
«Это глупость!». Предложения об отмене такой регистрации
неоднократно записывались в рекомендациях авторитетных совещаний и
конференций (например, совещания по развитию туризма Совета
Федерации), но до сих пор так ничего и не изменилось. Ежегодно
штрафуют за нарушение правил регистрации и эксплуатации маломерных
судов (а иногда и отбирают их) туристов, которые плавают, например,
по подмосковным речкам на байдарках без номеров. (Однажды в нашей
газете были опубликованы фотографии тогдашнего Президента РФ В.Путина
во время его отдыха на Алтае с веслом в лодке. И на ней –
страшно подумать! – тоже не было регистрационных номеров. Но
Федеральная служба охраны не посчитало это фактором, угрожающим жизни
Президента.) Из разговоров с руководителями ГИМС у меня создалось
впечатление, что они тоже не поддерживают регистрацию туристских
судов, но коли есть такой закон (в частности, Кодекс об
административных правонарушениях (КоАП) РФ, то обязаны его выполнять.
Уважаемый Сергей Кужугетович! Похоже, все прекрасно понимают
нелепость такой регистрации, но никто не желает проявить инициативу
по изменению законодательства и взять на себя такую работу. Может
быть, Вы дадите указания о подготовке соответствующих поправок в
законодательство? Это избавит государство от ненужной ему функции,
освободит время у сотрудников ГИМС для более важной деятельности,
поможет развитию водного туризма в стране, а самим гражданам сбережёт
время, деньги и нервы. Подавляющее большинство туристов ныне и так не
регистрируют свои суда, понимая бессмысленность этой процедуры, а это
учит людей правовому нигилизму. Очевидно, что при абсурдных законах
невозможно приучить людей к соблюдению законодательства и построить
правовое государство.
В связи
со сказанным прошу принять меня по этому вопросу на личном приёме.
С
уважением,
главный
редактор газеты «Вольный ветер» <титулы
опускаю> С.МИНДЕЛЕВИЧ
Приложение: газеты «ВВ»
№ 59 и 83 с публикациями о регистрации судов в ГИМСе.
…В
начале июня позвонил в приёмную узнать, попал ли я в список на приём.
«Пока неизвестно, звоните позже». Дня за 3--4 начал
звонить каждый день по нескольку раз – никто трубку не берёт,
как вымерли! Был в Госдуме, там меня приглашали придти на какой-то
сбор экологов как раз 10 июня. «Не могу, -- говорю, -- записан
на приём к Шойгу». – «Какой приём?! Он обещал к нам
придти, его тут экологи награждать должны». И время совпадает.
Ну, я, честно говоря, решил, что приёма не будет и несколько
расслабился. Хотя 9 июня всё же ушёл с работы раньше и поехал в
приёмную выяснить ситуацию, благо она мне по дороге. Приезжаю –
все двери закрыты, не войти. Спрашиваю в проходной Правительства РФ у
охраны – говорят, все уже из приёмной ушли. А время 17.00.
Утром жена спрашивает:
«Идёшь к Шойгу? Чистую рубашку давать?» -- «Не
надо, -- говорю. – Никто не позвонил, значит, я на этот раз к
министру не попал»…
Доезжаю
до Октябрьского Поля, стою на остановке, жду троллейбуса. 10.02.
Звонит мобильный. «Это из приёмной Правительства говорят. Вы
знаете, что Вы в списке на приём к Шойгу?» – «Откуда?!
Мне никто не сообщил. Три дня вам звонил, ни один телефон не
отвечает». – «А у нас телефоны отключили во время
ремонта. Так приедете?» – «Я же не готов: не
оделся, не побрился…» – «Ну, решайте».
– «Еду. Буду через полчаса». – «Поторопитесь.
Он уже принимает, а Вы – четвёртый в списке».
Почти в мыле вваливаюсь в
приёмную. Народу – битком. Охрана: «Вы по какому
вопросу?» -- «Я к Шойгу». – «Фамилия?»
– «Минделевич» – «А, пропавший! Давайте
быстрее!». Быстро сверяют мою физиономию с фото на паспорте,
просвечивают рюкзак, прохожу через рамку-металлоискатель, которая
издаёт какие-то звуки, выкладываю телефон – теперь чисто. Через
какую-то боковую дверь ведут в холл, оттуда – через ещё один
пост охраны – на второй этаж. «Вот здесь ждите, Вас
позовут». Рядом сидят ещё двое ожидающих приёма. В соседней
комнате вижу с десяток полковников в форме МЧС. «Вы хоть
причешитесь», -- советует сердобольный сотрудник приёмной.
Следую совету. Хорошо бы ещё 5-дневную щетину сбрить да майку с
надписью «Я был на рыбалке!» (подарили на презентации в
торговом центре) поменять, но как?
(Как выяснилось, сотрудники
ФСО более лояльны к внешнему виду посетителей, чем охрана Верховного
суда КБР в Нальчике, куда меня однажды летом не хотели пускать в
бриджах и в майке, на спине которой – честное слово, не
заметил! – углядели загорающую на пляже девицу. Самую чистую
майку выбирал… С большим трудом удалось убедить охрану, что
без меня рассмотрение моего иска к правительству КБР просто не
состоится, а ехать переодеваться в Москву несколько далековато. С
трудом, но пропустили.)
Ожидать пришлось минут 10,
не больше. Оказывается, опаздывать иногда тоже полезно…
«Заходите!». Вместе со мной заходит начальник ГИМС
полковник В.Серёгин, с которым ранее я неоднократно общался.
С.Шойгу –
загорелый, подтянутый, не то, что я (честное слово, искренне
позавидовал!) – пролистывает моё письмо и приложенные к нему
газеты. Я в это время на всякий случай ему напоминаю, что мы
неоднократно раньше с ним общались – в частности, по поводу
сооружения хижины на седловине Эльбруса. «Но сейчас я по
другому поводу. Надо рассказывать подробнее?» – «Не
надо, всё понятно». Тем не менее говорю, что я передал в
приёмную письмо 10 мая, а 16 мая был обнародован ежегодный доклад
уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина, в котором
регистрация байдарок и надувных лодок признана нарушающей права
граждан на собственность. Правда, в докладе речь шла не о туристах, а
о рыбаках, которые, купив надувную лодку, не могут её использовать,
пока не зарегистрируют и не получат право плавать под флагом РФ.
Передаю министру распечатку информационного сообщения о докладе
В.Лукина. «Правда, -- говорю, -- должен сказать комплемент
нынешнему руководству ГИМСа: они хоть ежегодное освидетельствование
байдарок и катамаранов отменили, но всё равно регистрация туристских
судов – совершенно ненужная процедура».
Шойгу (возмущённо)
Серёгину: «Что это такое? Не хватало, чтобы Лукин об этом
писал! Когда решите вопрос?».
Серёгин: «Мы его
прорабатываем. В этом году байдарки уже не регистрируем».
(Месяцем ранее бывшая сотрудница «Вольного ветра» Аня
прислала мне объявление из газеты её г. Коврова Владимирской обл., в
котором местной управление ГИМС требовало зарегистрировать все
маломерные суда, в том числе и байдарки.)
Шойгу: «Вообще эта
регистрация даёт какие-то ощутимые деньги?»
Серёгин: «Нет».
Шойгу: «Повышает
безопасность плавания?».
Серёгин (после заметной
паузы): «Нет».
Честно и
без оговорок! Ну, есть ещё у нас достойные чиновники! Сколько раз мне
разные должностные лица врали нагло прямо в глаза или в официальных
письмах. Например, один генерал погранслужбы ФСБ написал, что никаких
препятствий погранпост, появившийся 2 года назад в 30 м перед
альпбазой «Шхельда» и спасотрядом МЧС, обращению туристов
и альпинистов к спасателям не мешает, поскольку «между
погранпостом и спаспунктом существует устойчивая проводная и
радиосвязь». Когда я рассказал об этом спасателям, те долго
смеялись… Серёгин, думаю, достоин уважения.
Шойгу: «Можем мы это
своим приказом решить?».
Я: «Нельзя.
Определение маломерного судна приводится в КоАПе, который принят
федеральным законом. Надо изменять законодательство».
Серёгин: «Мы работаем
в этом направлении. Будем менять определение маломерного судна. Уже
получили согласие комитета по транспорту Госдумы».
Я: «Я с
А.Чилингаровым дважды разговаривал, он с нами полностью согласен –
регистрация не нужна».
Шойгу Серёгину: «И
когда решите вопрос?»
Серёгин: «Думаю, что
на осенней сессии Госдумы поправку в закон примут».
Шойгу: «Почему так
долго? Быстрее нельзя, в эту сессию?»
Серёгин: «Я сказал с
запасом по времени на всякий случай. Постараемся и раньше решить».
Шойгу Серёгину:
«Постарайтесь! А с прессой работать надо. Вот ведь «Вольный
ветер» -- хорошая газета (тут я с министром не стал спорить. –
С.М.), почему не сотрудничаете?».
Я: «Сотрудничаем!
Вот, смотрите, интервью с руководством ГИМСа недавно напечатали…
И резюме: можно ли надеяться, что осенью всё же вопрос будет решён?».
Шойгу: «Не «можно
надеяться», а БУДЕТ РЕШЁН!».
В заключение я подарил
министру несколько последних номеров «ВВ», фирменные
календарики на этот год с фотографиями «ВВ» в разных
точках мира и комплект из трёх видеодисков с юбилейного вечера «Барды
поздравляют «ВВ» с 20-летием». «Может,
как-нибудь в самолёте найдёте время посмотреть». Газеты Шойгу
отдал помощнице, а коробку с дисками положил в карман своего пиджака.
…Когда
приехал в офис, сотрудник редакции мне сообщил, что звонили из
аппарата уполномоченного по правам человека В.Лукина, оставили
телефон и просили перезвонить. Мы туда тоже направили письмо по
поводу регистрации маломерных судов и нарушений прав граждан на
свободу передвижения. Перезвонил. Будем встречаться и обсуждать
проблему. Меня очень просили ПРЕДОСТАВИТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
(решения судов, протоколы о наложении штрафов, письма из прокуратур и
т.д.), ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ, ЧТО ВЛАДЕЛЬЦЫ МАЛОМЕРНЫХ ТУРИСТСКИХ СУДОВ
СТРАДАЮТ ИЗ-ЗА ТРЕБОВАНИЙ ОБ ИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГОСРЕГИСТРАЦИИ. Господа
«водники»! Если есть такие бумаги, пришлите их (или их
копии, сканы) нам в редакцию
(тел.\факс 8-499-199-05-63, e-mail:
v_veter@mail.ru).
Это, думаю, вам надо больше, чем мне – «горнику»,
лишь 1 раз в жизни сидевшему в байдарке…
Сергей
МИНДЕЛЕВИЧ.